Что может скрываться под розовой лентой?
Женщины, столкнувшиеся с такой проблемой, как рак молочной железы, знают, что онкология — это сложнейший процесс, меняющий их жизни и привычное представление о мире. «Рак груди — не розовая лента», — именно эти слова стали девизом «Проекта Шрам» (The Scar Project).
Начало проекта было неожиданным. Дэйвид Джей был известен в Нью-Йорке прежде всего как модный фотограф. У Паулины, одной из его знакомых, был обнаружен рак молочной железы, когда девушке исполнилось двадцать восемь лет. Не желая оставаться в стороне, Дэйвид в качестве реабилитации после операции предложил ей сделать фотосессию, чтобы она смогла увидеть со стороны, что осталась такой же привлекательной, как и была прежде. После недолгих раздумий она дала свое согласие на фотосъемку. Собственно, тогда и были сделаны первые фотографии, которые легли в основу «Проекта Шрам».
«Проект Шрам» был задуман как честный и искренний взгляд на проблему рака молочной железы. Но все пошло не так гладко, как предполагалось изначально. Чиновники были против обнажения шрамов, желая видеть лишь «красивую» картинку. Широкая общественность не отреагировала на первую выставку. И только те, кого «Проект Шрам» коснулся непосредственно, оставляли огромные благодарные отзывы в гостевых книгах выставки и на сайте проекта.
Эмили, одна из женщин, принявших участие в фотосессии Дэйвида Джея, рассказала о своих впечатлениях: «Идея „Проекта Шрам“ — показать себя и поделиться с другими, как я пережила рак молочной железы, меня убедила. Я ни на что не претендовала, мне просто захотелось принять участие. Мой главный опыт, вынесенный после работы в фотостудии, заключается в том, что я смогла снова увидеть свою красоту. Я не чувствую себя больше уязвимой, я вижу, что полна сил и горжусь этим».
Сняться для данного проекта выразили желание тысячи женщин. Все они понимали, что их фотографии будут обнародованы, и именно поэтому они захотели быть увиденными, чтобы предупредить и наставить других, опираясь на личный опыт.
Цели «Проекта Шрам» были определены и сформулированы фотографом Дэйвидом Джеем и участницами его фотосессий — вывести общество из блаженного неведения относительно рисков и реалий рака молочной железы; привлечь средства для исследований этого вида онкологии и для просветительских программ; показать выжившим после болезни женщинам их значимость и силу духа.
«Проект Шрам» существует уже более пяти лет, и Дэйвид Джей не собирается прекращать начатое дело. Существует сайт данного проекта, это движение зарегистрировано на Facebook и в Twitter. Вышла книга с фотографиями и автобиографическими очерками пятидесяти женщин, принявших участие в фотосъемках.
В интервью Дэйвид Джей не устает повторять: «Фотографии необходимы для того, чтобы женщина видела, что она смогла одержать победу над страшной болезнью. Эти простые фотографии помогают женщине вернуть сексуальность, обрести заново веру в свою женственность — после того, как она была лишена такой важной части своего тела. Эти снимки дают женщине силы двигаться дальше».