Любите ли вы театр?
«Любите ли вы театр?» — воскликнул великий неистовый В. Белинский в своём сочинении «Литературные мечтания». Наверное, не каждый сможет утвердительно ответить на подобный вопрос. Всё-таки театр — не кино. Это специфический вид искусства, со своими странностями и законами.
Театр начал свое развитие в Древней Греции и Риме. С приходом христианства такие зрелища попали под запрет. В эпоху Возрождения, когда акцент делался на искусство, стал возрождаться и театр. Вначале в Англии, в Италии, во Франции, затем процесс добрался и до России.
Первый театр был создан при царе Алексее Михайловиче в 1672 году. Первая пьеса, поставленная в этом театре, называлась «Артаксерксово действо». Что примечательно, после окончания спектакля все зрители отправились… в баню, чтобы смыть «грехи». Подобные спектакли не одобрялись церковью, лицедейство считалось грехом, поэтому актёров хоронили за оградой кладбища.
Царско-боярские театры служили в основном для узкого круга людей. Первый общедоступный публичный театр с профессиональными актёрами учредила Елизавета Петровна в 1756 году в Петербурге. Его первым директором стал известный драматург А. П. Сумароков, которого считают «отцом русского театра».
Всемирный день театра учреждён в 1961 году на IX конгрессе Международного института театра, штаб-квартира которого находится в Париже. Участники конгресса постановили — 27 марта отмечать профессиональный праздник. В области театрального искусства существуют различные награды. Самые престижные: «Европа — театру», учреждённая в 1986 году в Италии, в США — премия «Тони» (1947), в России главная премия — «Золотая маска» (1994), в Англии — премия Лоуренса Оливье (1976).
В России зрителей принимают около 700 театров, включая и частные. Посещаемость храмов Мельпомены составляет примерно 30 миллионов человек в год, по сравнению с советским периодом цифра снизилась в три раза. И, наверное, не только из-за финансовых проблем.
В ходе рыночных преобразований театр сильно пострадал и в материальном, и в нравственном плане. Театры были вынуждены следовать ювеналовскому призыву-афоризму «Хлеба и зрелищ!». Актёрам и режиссёрам приходилось подстраиваться под вкусы невзыскательной публики, приходилось идти на компромисс между душой и экономикой. Но, к чести театра, он оправился от шоковой терапии, и «чернухи» в последние времена стало значительно меньше. Как заметил тот же Белинский, «не будем слишком строги к театру: не его вина, что он так плох».
Что тянет людей в актёрскую профессию? Ведь конкурс в театральные училища в десятки раз превышает конкурс в самый престижный вуз страны — МГУ. Сомнительно, что человек поступает в военное училище и не стремится дослужиться до генерала, поступая в Литературный институт, не мечтает стать знаменитым писателем, поступая в театральное училище, не грезит стать популярным актёром. Разумеется, судьба у всех разная, но цель одна — достичь Олимпа в своей профессии. Именно эта тщеславная мысль и не даёт покоя харизматическим личностям.
Артист — профессия штучная. Мельпомена не ко всем актёрам ровно дышит. Кого-то возносит на пьедестал, а кому-то достаются небольшие крохи с театрального стола. Но актёры не ропщут, а покорно тянут свою нелёгкую артистическую лямку. Ведь как надо любить свою профессию, чтобы каждый день выходить на сцену и играть одну и ту же пьесу в сотый раз, и это не считая репетиций. Знаменитый острослов Станислав Лец сказал так: «Настоящему актёру есть что сказать, даже когда у него роль без слов».
«Театр начинается с вешалки» — слова великого Станиславского. Ведь театр — это не только внутренний антураж, но и интерьер: мусор и переполненные урны негативно скажутся на впечатлении зрителей, которые пришли лицезреть театральное действо. Поэтому можно выразиться даже так: «Театр начинается с дворника». Сперва надо создать прекрасную околотеатральную атмосферу, а уж актёры постараются это хорошее настроение продолжить и улучшить.
«Театр — это сила, соединяющая в себе одной все искусства», — резюмировал А. Чехов, но он произнёс эту фразу, когда кино ещё находилось в зачаточном состоянии и не стало «важнейшим» искусством. В фильме киноактёр может сделать множество дублей, пока не получится удачный кадр. На сцене не переиграешь оплошность, хотя, может быть, именно таким живым общением и ценен театр, где всё у всех на виду.
«Весь мир — театр» — подвел итог великий Шекспир. Наверное, был прав. Мы все каждый день кого-то играем — плохо или хорошо, но это уже другой вопрос. Вот для этого и существуют актёры — профессионалы своего дела, чтобы посредством великого искусства показать человеку его хорошие и плохие стороны и заставить задуматься о своей жизни.
С праздником, любители театра! Поздравляем не только профессионалов сцены, но и всех тех, кто имеет отношение к Его Величеству — Театру.