Существуют ли индейские иконы?
То немногое, что я знала о североамериканских индейцах, пожалуй, можно было вместить в несколько строк: майя, томагавк, скво, какао-бобы, трубка мира, скальпы, резервация, Юкон, Майн Рид и Оцеола, Фенимор Купер и Зверобой.
Но не так давно я заинтересовалась историей североамериканских индейцев, стала искать информацию и рассматривать выложенные в Интернете фотографии. И вот, шаг за шагом, дошла до индейских икон. Явление это весьма необычное, ведь много веков подряд индейцы придерживались своих исконных верований и только в наши дни в связи с динамикой развития современного мира часть индейцев приняла христианство. И сравнительно недавно, уже в ХХ веке, появились первые индейские иконы (именно так их позиционируют сами индейцы Северной Америки).
Пожалуй, самым известным североамериканским иконописцем стал священник Джон Джулиани. По национальности Джулиани — итальянец, по вероисповеданию — католик. В юности он изучал искусство в Институте Пратт в Бруклине, который окончил в 1952 году, но затем пошел по религиозной стезе и в 1960 году стал священником. В 1977 году вместе с пятью другими священниками основал бенедиктинскую общину в Коннектикуте. Уже в зрелом возрасте он учился религиозной живописи и иконописи в Нью-Йорке. Джулиани был хорошо знаком с образцами и канонами византийской школы иконописи, но не был уверен в том, что прихожане-индейцы воспримут их должным образом.
Перед Джоном Джулиани стояла непростая задача — изобразить библейские сюжеты доступно и понятно, при этом он знал, что творить будет для индейцев-христиан всех племен, независимо от того, придерживаются они католицизма, протестантизма или православия. В 1990 году, когда исполнилось пятьсот лет после первого прибытия Колумба в Америку, Джулиани решил для себя, что на иконах необходимо изображать самих индейцев, дав им тем самым возможность глубже прочувствовать библейские мотивы.
Джулиани провел огромную этнографическую работу — он изучал предметы быта племен хопи, сиу, навахо, его интересовало буквально все — украшения, вышивка бисером, особенности ткачества, а также обряды и моральные ценности индейцев. К своему удивлению, он обнаружил немало схожих черт в евангельских заповедях и в индейских правилах чести.
Иконы Джона Джулиани основываются на сюжетах Ветхого и Нового Заветов, и, несмотря на непривычную нашему глазу внешность персонажей, все образы узнаваемы. Основные линии иконотворчества Джулиани — земная жизнь Иисуса Христа, жизнь Богоматери, изображения святых и архангелов, изображения Богородицы с Младенцем. Иконы священника-иконописца находятся в храмах в Монтане и в Дакоте.
Что необычного можно увидеть на иконах Джулиани? На иконе Воскресения Христос изображен танцующим национальную пляску солнца. На иконе Преображения Господня стоящий рядом с Христом Моисей держит на плечах буйволиную шкуру, в руках у него — орлиные крылья, как знак его величия, пророк Илия изображен с трубкой мира в руках.
Внеся в иконопись особенности внешности, одежд и быта североамериканских индейцев, Джулиани словно повторил фразу Христа: «Нет ни эллина, ни иудея», и напомнил людям о духовной индейской заповеди: «Части одного творенья, мы все должны признать друг друга братьями и сестрами».