Для чего нужен был Государственный знак качества СССР?

После получения диплома мне пришлось некоторое время проработать на кафедре физики одного провинциального института. Работа была не денежная. Дополнительный заработок давал так называемый хозяйственный договор, заключенный с одним из оборонных предприятий.

Просматривая годовой отчет по проделанной работе, я обратил внимание на то, что выход годной продукции составлял около 25%.

«Ничего себе!» — поделился я впечатлением со старшим товарищем. И услышал от него ответ, что это нормальный процент выхода для оборонной отрасли. А на «гражданке» критерии приемки были более «демократичными». Оттого-то почти всю сложную технику прямо из магазина несли в мастерскую, на доводку. То же самое было и с автомобилями. Мой собеседник незадолго до нашего разговора купил машину и, будучи человеком опытным, тут же завел знакомство с известным на весь город автомехаником.

Низкое качество продукции стало камнем, об который запинались все попытки модернизировать советскую экономику. Если до начала 1960-х годов она еще как-то могла конкурировать с экономикой западной, по крайней мере, в сфере производства вооружений, то в последующие годы появились однозначные признаки отставания. Вот тогда-то, в середине 1967 года в СССР был утвержден государственный знак качества.

Новое — это хорошо забытое старое. До революции в России существовал своеобразный знак качества. Это было звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», которое присуждалось министерством Императорского двора. Главная задача этого министерства состояла в снабжении всем необходимым членов императорской фамилии и всех, кто их обслуживал. Таким образом, его представители прекрасно разбирались как в номенклатуре, так и в качестве производимых под сенью двуглавого орла товаров, а также и в ценах этих товаров. Вот за высокое качество производимой продукции и за умеренные цены, по которым эта продукция поставлялась, присваивалось звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Давалось оно на два года, требовало повторного подтверждения и по наследству не передавалось. Несмотря на столь высокие требования, производители самых разнообразных товаров боролись за это звание. Увенчать свою продукцию или вывеску государственным гербом значило получить признание широчайшего круга покупателей.

В России надписью «Поставщик Двора Его Императорского Величества», а также полагающимся при этом государственным гербом, были помечены многие предметы. Среди них: автомобили «Руссо-Балт», мармелад фабрики А. Абрикосова, галоши петербургской резиновой фабрики «Треугольник», кондитерские изделия фабрики Адольфа Сиу. После революции фабрика А. Сиу стала называться «Большевик». В 1990-е годы рядом со словом «Большевик» стали помещать год создания компании — 1855. Одно это сочетание вызывало улыбку. Если бы еще воскресили надпись «Поставщик Двора Его Императорского Величества» — то-то был бы повод посмеяться!

Систему взаимоотношения производителей с государственной властью в России скопировали с системы, сложившейся в Великобритании еще в 17-м веке. Звание поставщика двора стало здесь особенно почетным во время королевы Виктории. Эта королева-долгожительница правила 64 года. За годы ее правления звание поставщиков королевского двора получили более 2000 компаний.

Символ Государственного знака качества СССР представлял собой пятиугольник, внутри которого размещался значок, похожий и на весы — символ точности, и на первую букву слова «качество», почему-то положенную на бок. Работяги в цехах по этом поводу шутили: «Качество поставили раком».

Вводя в СССР знак качества, советские руководители действовали советскими же методами, то есть использовали не столько материальное стимулирование, сколько моральное. Цена продукции со знаком качества оставалась на том же уровне. А в сочетании с советской централизованной системой снабжения присвоение знака качества товару совершенно не влияло на сбыт этого товара. Таким образом, присвоение знака качества не приводило к реальному повышению качества производимой продукции. Не говоря уже о приближении к уровню мировых стандартов, о которых никто, кроме выезжавших за границу, и понятия не имел. Для остававшихся в пределах Родины этому мифическому уровню вполне соответствовали румынские мебельные гарнитуры, югославские женские сапоги и транзисторный приемник «Спидола» производства рижского завода ВЭФ. Да, еще и печенье «Юбилейное», выпускаемое московской кондитерской фабрикой «Большевик».

Зато сколько было шума в печати и на телевидении! Впрочем, это уже никого не удивляло. Как известно, с первых лет советской власти партийное руководство промышленностью превратилось в кампанейщину и подтасовку результатов работы. Борьба за присвоение той или иной продукции государственного знака качества СССР исключением не стала. Идеологический мотив был самым главным. Говоря языком «Фейсбука» и интернет-форумов, «идеология рулила».

И еще как рулила! Уже в самом начале на первый план ставился пропагандистский эффект. Попробуйте угадать, когда и какие изделия получили самый первый знак качества? Электродвигатели производства московского завода имени Владимира Ильича! И как раз в день рождения этого самого Ильича, 22 апреля 1967 года!

Дальше все покатилось по накатанным рельсам. Получение Государственного знака качества СССР обещало руководителям предприятий премии, государственные награды и карьерный рост. Поэтому очень скоро соревнование за «почетный пятиугольник» стало соревнованием в «пробивной силе» начальников, а не в реальном качестве производимой продукции. Соответственно, цена этой «награды» упала. И анекдот, заканчивавшийся фразой «у нас на дерьме обязательно бы знак качества поставили», уже никого не смешил.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: