Взятка: форма зла в виде благодарности? Мздоимство на Руси

Высокий уровень мздоимства является одной из характерных черт государства Российского с незапамятных времен. Уже в глубокую старину российский народ верно подметил: «Подьячий любит принос горячий». Приносы (взятки) любили не только подьячие, но и воеводы всех мастей.

В пору становления нашего государства «принос» для воевод был делом обычным. Дело в том, что по велению государя воевод должны были содержать граждане подведомственных им территорий. Вот и тянулся народ с челобитными к воеводе и прикладывал к ним «принос», чтобы их дело не залежалось в долгом ящике. Попасть под суд чиновник мог только в случае превышения своих полномочий или если он запускал руку в государеву казну.

Первым борцом с традиционно сложившейся коррупцией можно считать Ивана Грозного. В середине XVI века он издал указ, по которому чиновнику было положено содержание из государственной казны, а бесконтрольный поток «приносов» от граждан упразднялся. Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги: осуществлять контроль за исполнением государева указа было практически некому. Государственные чиновники получали свою казенную зарплату и не брезговали «приносами», которые исполнительные граждане прикладывали к своим просьбам.

Царь Петр I известен как ярый борец с взяточничеством. Царская казна нуждалась в больших деньгах, чтобы реализовывать прожекты государя. Денег катастрофически не хватало. Если царю докладывали, что пойман очередной казнокрад, то суд был скорый и расправа следовала незамедлительно. При такой ситуации самым интересным было то, что ближайшие сподвижники царя воровали по-черному. Царь любил своих «птенцов», поскольку они помогали царю-реформатору вершить его славные дела, но при этом они не обижали и себя.

Особенно преуспел в казнокрадстве Александр Данилович Меншиков. Его часто хватали за руку и обвиняли в присвоении казенных денег, но Петр был очень снисходителен к Светлейшему, и тот отделывался штрафами. «Где дело идёт о жизни или чести человека, то правосудие требует взвесить на весах беспристрастия как преступления его, так и заслуги, оказанные им отечеству и государю… — полагал Пётр — …а он мне и впредь нужен». В конце своего правления Петр I сказал о А. Д. Меншикове: «Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная».

После смерти Петра Меншиков впал в немилость, был арестован, а все его имущество конфисковано. Оказалось, что за свою славную карьеру Александр Данилович «прихватизировал» денег и золотишка из казны на сумму, равную трехгодичному военному бюджету России!

Остроумный русский народ сочинил стихотворный анекдот о непростых взаимоотношениях Алексашки Меншикова и государя.

Письмо Петра Меншикову:

Высылаю сто рублей На постройку кораблей. Как получишь, дай ответ, Начал строить али нет!

Ответ Меншикова:

На постройку кораблей Издержали семь рублей, А девяносто три рубли… Испарилися в дали!

Ответ государя:

Воля царская моя. Ничего не знаю, Как вы деньги извели, Но чтоб были корабли!

Говоря о выдающихся мздоимцах петровской эпохи, нельзя не упомянуть Алексея Александровича Курбатова. Он был вице-губернатором Архангелогородской губернии. Ему принадлежит идея, как использовать гербовую бумагу, чтобы государство получало деньги практически из воздуха. Меншиков не любил конкурентов и «настучал» на Курбатова. Вице-губернатора арестовали, началось следствие. Алексей Александрович умер, не дождавшись судебного вердикта.

Когда на престол взошла Елизавета Петровна, то при ней была восстановлена система «подносов». Ей не хотелось платить жалование государственным чиновникам из казны. Жадная была царица, однако!

Екатерина II издала указ о выплате фиксированных сумм чиновникам, находящимся на государственной службе. В ту пору жалование выплачивалось бумажными купюрами. Часто царица путала свой кошелек и казну государства. Из последней она щедро осыпала золотом своих фаворитов.

К началу 19 века бумажные деньги стали обесцениваться быстрее, чем металлические. Этот процесс привел к увеличению мздоимства на всех уровнях вертикали власти.

Александр I, взойдя на престол, оставил в силе все указы Петра I и Екатерины II по борьбе со взяточничеством. Но этот процесс разрастался и проникал из центра в губернии. Судебная система также была коррумпирована на всех уровнях. Вероятно, в то время появились поговорки о «праведном суде»: дари судью, так не посадит в тюрьму; золотой молоток и железные запоры отворяет.

Николаю I досталось в наследство коррумпированное государство. Свою деятельность по борьбе со взяточничеством молодой царь начал с создания Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Основная задача нового органа заключалась в борьбе со злоупотреблениями государственных чиновников и строгим контролем за их деятельностью.

Удалось ли царю выполнить поставленную задачу?..




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: