Кинореплики
ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ
Надеюсь, никто не сомневается, в том числе и я, что Никита Сергеевич Михалков — замечательный актер и не менее замечательный режиссер, один из немногих кинорежиссеров мира, который так мастерски умеет создавать атмосферу, вспомните хотя бы прыгающего воробья и ошалевшего священника из «Сибирского цирюльника», а про «Механическом пианино» я уже не говорю...
О человеческих качествах Никиты Сергеевича, лично мне судить трудно, ибо разговаривал с ним всего лишь один раз, да и то давно и по каким-то пустякам.
Не сомневаюсь я и в том, что он из собственных средств помогал многим актерам, но...
Но, извините великодушно, церемония «Золотого орла» превратилась в приятную вечеринку династийных кланов и «благородных» рыцарей «Золотого орла», где все друг другу «мило» улыбаются, ибо заранее знают, ну или чувствуют, что если они входят в «близкий» круг, то обязательно что-нибудь да получат.
Не спасает ситуацию даже номинированные питерский интерпретатор чеховских коллизий в казахской степи и отмороженная готичка под именем Гай Германика...
Нет, исключения бывают, например, получили «Орлов» прекрасная актриса Ксения Раппопорт и покойные Саморядов с Луциком...
А каков удивительно бестолковый сценарий церемонии — восторг, непередаваемый словами!
А ведущие — блеск!
Будем надеяться, что в следующем году, когда Роднянский сцепится с Ярмольником за главный приз...
Неужели вы сомневаетесь, кто будет номинирован на «Золотого орла»?
Про «Утомленные солнцем-2» забудьте — это номинация на «Оскар» или Гран-при Каннского фестиваля, не меньше! Простите, но обиженного самолюбия нашего замечательного режиссера (вспомните конфликт «Криминального чтива» и «Утомленных солнцем» на Каннском фестивале) никто не отменял, не умаляя при этом очевидных достоинств Никиты Сергеевича...
Так вот, может быть, Роднянский с Ярмольником все-таки найдут в своих рекордных бюджетах несколько тысяч долларов США для того, чтобы купить систему телетекста, а то бедная Фэй Данауэй не знала, куда ей руки девать, они же, эти «мерзкие» янки, не умеют импровизировать, как наши нынешние ведущие... по бумажке.
К тому же Ярмольнику не идут очки.
БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ
Сначала, я подумал, что «перфектционизм» это новая болезнь, типа СПИДа, а оказалось, что «перфектционист» — это человек, стремящийся к совершенству во всех аспектах своей деятельности.
Отлично! Но с другой стороны, всем прекрасно известно, что стремление к совершенству бесконечно, поэтому надо все-таки знать меру и вовремя останавливаться, тем более в искусстве, тем более в том виде искусства, где работает не снедаемый страстью одиночка, а коллектив простых людей, но тоже, как ни странно, личностей.
Некоторое время назад я пребывал в легком недоумении: как это можно снимать фильм десять лет, ведь мы теперь живем не в тоталитарном обществе с его запретами и цензурой?! А потом допер: просто человек решил пойти другим путем и создать новую секту «Свидетели Германа».
Отпрыска поразила несколько иная болезнь «Хочу понравиться!» — хочу и все! Хоть ты тресни!
Хорошо еще, что пока он не стал ярым апологетом секты и снимает фильмы не по восемь-десять лет, но дело, чувствуется, не за горами.
А что бедной старушке Европе от России надо, кроме газа и нефти? Конечно, загадочного Антона Палыча Чехова или что-нибудь экзотическое ей подавай, чтобы у них, у европейцев, сложилось впечатление, а лучше ощущение, что они прилетели на другую планету, навсегда отставшую от «продвинутой» человеческой цивилизации, от чего пребывающую в жутком унынии.
Ну а если все это соединить в единую картинку, то успех гарантирован.
И вот беллетрист Тригорин в ловких руках сценаристов и режиссера становится врачом, грузином и к тому же, судя по всему, импотентом, сильно смахивающим на Аль Пачино, что старательно педалируют награжденные операторы.
Ну да ладно, Бог с ним, с Аль Пачино, так нет же, персонажи, периодически восклицая: «Как у Чехова!» или что-то в этом роде, напоминают (вернее, тыкают пальчиком) дремучей Европе, что это транспонированная в угрюмое советское время интерпретация чеховской комедии (между прочим!), а чтение теми же унылыми персонажами стихов опальных поэтов — это уже экивок в сторону российского зрителя, до сих пор почему-то свято верящего в главную мифологему того времени — «физиков и лириков», плавающих по волнам оттепели.
Апофеозом этой замечательной картины можно считать блестящий эпизод, когда космонавты незадолго до старта катаются в скафандрах на велосипедах по оттаявшей казахской степи среди верблюдов и столбов (режиссер внимательно прочитал чеховские ремарки, правда, к «Вишневому саду»)...
Но вот вопрос, как в такой потрясающей антисанитарной и антидуховной обстановке, Гагарин вдруг стал первым в мире космонавтом? Непонятно. Может, эту историю тоже разыграли в павильонах «Мосфильма», как придумали в Голливуде высадку американцев на Луну?
И еще надо заметить, что режиссер продемонстрировал свое кинообразование и в почти двухчасовой картине показал знание такого понятия, как «дистанционный монтаж», за что, по всей видимости, и получил приз за лучшую режиссуру.
Для полного и вселенского откровения не хватает только медведей, гуляющих у Большого театра, поэтому не хочется cопереживать этим бумажным солдатам...
СТИЛЯГИ
Не буду скрывать, что с глубоким предубеждением отношусь к династийным режиссерам, ибо почему-то уверен, что в искусстве нельзя наследовать профессию, что лишний раз подтвердил «Обитаемый остров».
А как же Тарковский, спросите вы, или тот же Никита Михалков? Все просто, не надо путать профессию с творческой средой, в которой человек вырос.
Однако в данном случае должен признаться — фильм мне понравился, несмотря на не слишком воспринимаемый русскими жанр мюзикла.
Но именно чистота жанра и достаточно четко выстроенная стилистика всего фильма являются главными достоинствами «Стиляг», что очень редко встречалось в советском и практически отсутствует в российском кинематографе.
У нас ведь все авторское!
Конечно, недостатки есть, но они, как ни странно, работают на фильм и вызывают только улыбку, это: и ожидаемое рождение негритенка, и вольные или невольные реминисценции из американских мюзиклов, и то, что главный герой похож на неоперившегося Костика из «Покровских ворот»...
Великолепен Алексей Горбунов в своем маленьком эпизоде, хорош Сергей Гармаш в привычном для себя прикиде — трусах, майке и с гармошкой в руках, точен и убедителен Ярмольник, а Олег Янковский — просто блеск и восторг!
К сожалению, очень слабо проработано девичье окруженье стиляжной компании, работающее только пестрым фоном для главных персонажей, а упомянутые выше реминисценции из американских мюзиклов иногда оставляют ощущение, что режиссер стеснялся, как застенчивый воришка Альхен из «Двенадцати стульев».
Нет, что бы там не говорили, весьма приличная фильма!
Кстати, продюсер, в силу своего возраста, должен был бы знать, что турникеты в метро появились после денежной реформы 1961 года (для пятачков, милый мой).
И еще: в 1956 году девицы не ходили в брюках — это вопрос к художнику по костюмам и опять же к продюсеру.
ВАЛЬКИРИЯ
Типичная по-американски пафосная пустышка, построенная, как обычно, на банальной и опять же типичной мифологеме «Герой-одиночка» против «Абсолютного ЗЛА», на этот раз воплощенного в Адольфе Гитлере.
Какой-то никому неизвестный немецкий полковник по имени Клаус фон Штауфенберг сидит в африканской пустыне и в тиши палатки сочиняет манифест, в котором излагает свои воззрения на катастрофу Германии, в которой обвиняет только и исключительно фюрера. Вот только интересно, о чем немцы думали предыдущие одиннадцать лет и, в частности, полковник фон Штауфенберг (в американской интерпретации, естественно)?
С чего он вдруг пришел к таким выводам не вполне понятно. Вот если бы он написал подобную чушь после того, как в следующем эпизоде потерял глаз, руку и два пальца на уцелевшей руки, то хотя бы на примитивном уровне было бы ясно, почему он вдруг обозлился на фашизм и войну, пусть даже это противоречило бы историческим фактам, но это, по крайней мере, хоть как-то объясняло дальнейшие действия полковника.
Странно, что сценаристы этого не учли, ведь обычно американцы строят свои сценарии на экранизации частных случаев из практики Зигмунда Фрейда, иными словами, на примитивной, но четкой мотивации поступков «героев».
Дальше еще лучше, Том Круиз в худших традициях советского кино, хотя там подобные казусы встречались довольно редко, начинает говорить исключительно лозунгами, от чего, видимо, у зрителя должно сложиться впечатление с какого масштаба личностью он столкнулся, восхититься героем-полковником и с открытом ртом ловить каждую глубокомысленную фразу Клауса фон Штауфенберга (Тому Крузу — «высший балл» по системе Станиславского, никто, кроме него справился бы!)
Конечно, для того, чтобы раздвинуть рамки тесного пространства, где с нордическим пафосом вещает Том Круз, сценаристы и режиссер показали атмосферу в Германии через отношение к происходящему разных групп населения: заговорщиков (за власть всегда грызутся — тоже мне новость!), сочувствующих (так называемый средний класс — майоры, капитаны и просто мелкотравчатые чиновники) и простых исполнителей, представителей, так сказать, серой народной массы (телеграфисты) — показать-то они показали, но снова тривиально и банально, как наперсточники, гоняя шарик внимания из наперстка в наперсток.
У Тома Круза, как актера, было одно достоинство — красивая жена (Николь Кидман) и ту он потерял, но вынимал он искусственный глаз из коробочки — классно! Жаль, не показали, как он его вставлял в глазницу!
И еще: совершенно непонятно, зачем продюсеры решили снимать фильм в Германии, такие пейзажи есть в Вермонте, а пустыня есть в Неваде, тем более что ничего конкретно исторического, кроме «Юнкерса-52», в фильме нет, все остальное пришлось строить.
Да и Гитлер совсем необязательная фигура для этого фильма, можно было спокойно и без него обойтись.
Короче, полное и бесповоротное фуфло!
ИНДИАНА ДЖОНС — 4
Сразу признаюсь, грешен — люблю приключения профессора Генри «Индианы» Джонса, особенно первый и третий фильмы, во втором как-то не очень получилось, видимо, подобные приключения плохо укладываются в ограниченное пространство.
Не знаю кто, Лукас уломал ли Спилберга, или Спилберг Лукаса, а может быть, их обоих сбил с пути истинного Харрисон Форд (очень люблю этого актера — без иронии), явно пребывающий в творческом кризисе, однако был страшный риск делать продолжение знаменитой саги через 20 лет, но, по всей видимости, желание заработать «немножко» денег на знаменитом брэнде, пересилило все прочие разумные доводы.
Попытайтесь, если есть свободное время, посмотреть подряд первые три фильма, а потом без перерыва и четвертый...
Сплошное, приспособленное к сюжету самоцитирование, а с появлением в финале «летающей тарелки» отсылаю вас к фильму того же Спилберга «Контакты третьего рода».
Все стабильно, по отработанной схеме: заявка основного предмета вожделения («хрустального черепа»), потом явление героя — профессора Генри Джонса, который на самом деле вдруг оказался полковником разведки (что-то новенькое, но дальше разговоров эта линия не развита), погоня, короткая передышка, в которой объясняется, что было перед этим и что будет дальше, погоня, передышка, погоня, плен, спасение, погоня и так далее с редкими вариациями, даже маленькие юмористические сценки — это тоже прием из прошлого. Впрочем, может быть, так и должно быть, не знаю, но очень скоро становится скучно.
Что касается самого «хрустального черепа», то Лукас и Спилберг, а также сценаристы фильма, по всей видимости, внимательно изучили творчество знаменитого апологета теории внеземного происхождения жизни на Земле фон Деникена, а также посмотрели популярный в 70-х годах того же фон Деникена «Воспоминание о будущем», где и демонстрировался тот самый хрустальный череп...
Говорят, они собираются снимать пятый фильм... Хорошо еще, что им пришло в голову заявить в четвертом сына «Индианы» Джонса, а то я как-то беспокоюсь за здоровье Харрисона Форда, тем более у него молодая жена.
ВИКИ КРИСТИНА БАРСЕЛОНА
Намедни мой друг Алексей вместе с женой пошел в кинотеатр и долго размышлял, на что им пойти на «Обитаемый остров», «Операция «Валькирия» или на «Вики Кристина Барселона». И выбор пал отнюдь не на агрессивно разрекламированные фильмы.
И как? — спрашиваю я. Мне понравилось, — отвечает он и Алене тоже. И чем интересно? — спрашиваю, сам-то я уже посмотрел этот фильм. Даже не знаю, не грузилово, по крайней мере, а потом я очень люблю Барселону.
«Я тоже ее люблю», — подумал я и перевел разговор на другую тему, в конце концов, у всех свои вкусы.
Возможно, Вуди Аллен (Аллен Стюарт Кенигсберг) не типичный американский режиссер, и возможно, в Америке его считают интеллектуалом или самым европейским американским режиссером, но по отношению к европейскому киноискусству он практически во всех фильмах абсолютно вторичен, и в этом фильме он использовал все последние приемы «бедных» европейцев.
И все же надо отдать ему должное, этим фильмом Вуди Аллен заявил новый вид искусства литературный видеоклип длиною 93 минуты — это беспримерное достижение! Вот только при чем тут кинематограф! Вообще-то «kinema» — это от греческого — движение, а мне читают за кадром роман и иллюстрируют текст красивыми актерами и не менее красивыми видами Барселоны и ее окрестностей.
Конечно, можно считать Вуди Аллена этаким тонким художником, который иронизирует по поводу своих не очень далеких и закомплексованных соотечественников, для которых Европа с ее темпераментом, другая планета, а европейцы и, в частности, испанцы (а кто сомневается, что Хавьер Бардем — настоящий мачо!) — инопланетяне...
Можно, конечно, считать Вуди Аллена интеллектуальным художником с двойным якобы дном, но нужно ли? Не знаю...
Буквально следом посмотрел «После прочтения сжечь» братьев Коэнов — а вот это настоящее мастерство, и интеллект, и ирония, и кинематограф!
Федор Ландрин, драматург http://flandrin.ru
Надеюсь, никто не сомневается, в том числе и я, что Никита Сергеевич Михалков — замечательный актер и не менее замечательный режиссер, один из немногих кинорежиссеров мира, который так мастерски умеет создавать атмосферу, вспомните хотя бы прыгающего воробья и ошалевшего священника из «Сибирского цирюльника», а про «Механическом пианино» я уже не говорю...
О человеческих качествах Никиты Сергеевича, лично мне судить трудно, ибо разговаривал с ним всего лишь один раз, да и то давно и по каким-то пустякам.
Не сомневаюсь я и в том, что он из собственных средств помогал многим актерам, но...
Но, извините великодушно, церемония «Золотого орла» превратилась в приятную вечеринку династийных кланов и «благородных» рыцарей «Золотого орла», где все друг другу «мило» улыбаются, ибо заранее знают, ну или чувствуют, что если они входят в «близкий» круг, то обязательно что-нибудь да получат.
Не спасает ситуацию даже номинированные питерский интерпретатор чеховских коллизий в казахской степи и отмороженная готичка под именем Гай Германика...
Нет, исключения бывают, например, получили «Орлов» прекрасная актриса Ксения Раппопорт и покойные Саморядов с Луциком...
А каков удивительно бестолковый сценарий церемонии — восторг, непередаваемый словами!
А ведущие — блеск!
Будем надеяться, что в следующем году, когда Роднянский сцепится с Ярмольником за главный приз...
Неужели вы сомневаетесь, кто будет номинирован на «Золотого орла»?
Про «Утомленные солнцем-2» забудьте — это номинация на «Оскар» или Гран-при Каннского фестиваля, не меньше! Простите, но обиженного самолюбия нашего замечательного режиссера (вспомните конфликт «Криминального чтива» и «Утомленных солнцем» на Каннском фестивале) никто не отменял, не умаляя при этом очевидных достоинств Никиты Сергеевича...
Так вот, может быть, Роднянский с Ярмольником все-таки найдут в своих рекордных бюджетах несколько тысяч долларов США для того, чтобы купить систему телетекста, а то бедная Фэй Данауэй не знала, куда ей руки девать, они же, эти «мерзкие» янки, не умеют импровизировать, как наши нынешние ведущие... по бумажке.
К тому же Ярмольнику не идут очки.
БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ
Сначала, я подумал, что «перфектционизм» это новая болезнь, типа СПИДа, а оказалось, что «перфектционист» — это человек, стремящийся к совершенству во всех аспектах своей деятельности.
Отлично! Но с другой стороны, всем прекрасно известно, что стремление к совершенству бесконечно, поэтому надо все-таки знать меру и вовремя останавливаться, тем более в искусстве, тем более в том виде искусства, где работает не снедаемый страстью одиночка, а коллектив простых людей, но тоже, как ни странно, личностей.
Некоторое время назад я пребывал в легком недоумении: как это можно снимать фильм десять лет, ведь мы теперь живем не в тоталитарном обществе с его запретами и цензурой?! А потом допер: просто человек решил пойти другим путем и создать новую секту «Свидетели Германа».
Отпрыска поразила несколько иная болезнь «Хочу понравиться!» — хочу и все! Хоть ты тресни!
Хорошо еще, что пока он не стал ярым апологетом секты и снимает фильмы не по восемь-десять лет, но дело, чувствуется, не за горами.
А что бедной старушке Европе от России надо, кроме газа и нефти? Конечно, загадочного Антона Палыча Чехова или что-нибудь экзотическое ей подавай, чтобы у них, у европейцев, сложилось впечатление, а лучше ощущение, что они прилетели на другую планету, навсегда отставшую от «продвинутой» человеческой цивилизации, от чего пребывающую в жутком унынии.
Ну а если все это соединить в единую картинку, то успех гарантирован.
И вот беллетрист Тригорин в ловких руках сценаристов и режиссера становится врачом, грузином и к тому же, судя по всему, импотентом, сильно смахивающим на Аль Пачино, что старательно педалируют награжденные операторы.
Ну да ладно, Бог с ним, с Аль Пачино, так нет же, персонажи, периодически восклицая: «Как у Чехова!» или что-то в этом роде, напоминают (вернее, тыкают пальчиком) дремучей Европе, что это транспонированная в угрюмое советское время интерпретация чеховской комедии (между прочим!), а чтение теми же унылыми персонажами стихов опальных поэтов — это уже экивок в сторону российского зрителя, до сих пор почему-то свято верящего в главную мифологему того времени — «физиков и лириков», плавающих по волнам оттепели.
Апофеозом этой замечательной картины можно считать блестящий эпизод, когда космонавты незадолго до старта катаются в скафандрах на велосипедах по оттаявшей казахской степи среди верблюдов и столбов (режиссер внимательно прочитал чеховские ремарки, правда, к «Вишневому саду»)...
Но вот вопрос, как в такой потрясающей антисанитарной и антидуховной обстановке, Гагарин вдруг стал первым в мире космонавтом? Непонятно. Может, эту историю тоже разыграли в павильонах «Мосфильма», как придумали в Голливуде высадку американцев на Луну?
И еще надо заметить, что режиссер продемонстрировал свое кинообразование и в почти двухчасовой картине показал знание такого понятия, как «дистанционный монтаж», за что, по всей видимости, и получил приз за лучшую режиссуру.
Для полного и вселенского откровения не хватает только медведей, гуляющих у Большого театра, поэтому не хочется cопереживать этим бумажным солдатам...
СТИЛЯГИ
Не буду скрывать, что с глубоким предубеждением отношусь к династийным режиссерам, ибо почему-то уверен, что в искусстве нельзя наследовать профессию, что лишний раз подтвердил «Обитаемый остров».
А как же Тарковский, спросите вы, или тот же Никита Михалков? Все просто, не надо путать профессию с творческой средой, в которой человек вырос.
Однако в данном случае должен признаться — фильм мне понравился, несмотря на не слишком воспринимаемый русскими жанр мюзикла.
Но именно чистота жанра и достаточно четко выстроенная стилистика всего фильма являются главными достоинствами «Стиляг», что очень редко встречалось в советском и практически отсутствует в российском кинематографе.
У нас ведь все авторское!
Конечно, недостатки есть, но они, как ни странно, работают на фильм и вызывают только улыбку, это: и ожидаемое рождение негритенка, и вольные или невольные реминисценции из американских мюзиклов, и то, что главный герой похож на неоперившегося Костика из «Покровских ворот»...
Великолепен Алексей Горбунов в своем маленьком эпизоде, хорош Сергей Гармаш в привычном для себя прикиде — трусах, майке и с гармошкой в руках, точен и убедителен Ярмольник, а Олег Янковский — просто блеск и восторг!
К сожалению, очень слабо проработано девичье окруженье стиляжной компании, работающее только пестрым фоном для главных персонажей, а упомянутые выше реминисценции из американских мюзиклов иногда оставляют ощущение, что режиссер стеснялся, как застенчивый воришка Альхен из «Двенадцати стульев».
Нет, что бы там не говорили, весьма приличная фильма!
Кстати, продюсер, в силу своего возраста, должен был бы знать, что турникеты в метро появились после денежной реформы 1961 года (для пятачков, милый мой).
И еще: в 1956 году девицы не ходили в брюках — это вопрос к художнику по костюмам и опять же к продюсеру.
ВАЛЬКИРИЯ
Типичная по-американски пафосная пустышка, построенная, как обычно, на банальной и опять же типичной мифологеме «Герой-одиночка» против «Абсолютного ЗЛА», на этот раз воплощенного в Адольфе Гитлере.
Какой-то никому неизвестный немецкий полковник по имени Клаус фон Штауфенберг сидит в африканской пустыне и в тиши палатки сочиняет манифест, в котором излагает свои воззрения на катастрофу Германии, в которой обвиняет только и исключительно фюрера. Вот только интересно, о чем немцы думали предыдущие одиннадцать лет и, в частности, полковник фон Штауфенберг (в американской интерпретации, естественно)?
С чего он вдруг пришел к таким выводам не вполне понятно. Вот если бы он написал подобную чушь после того, как в следующем эпизоде потерял глаз, руку и два пальца на уцелевшей руки, то хотя бы на примитивном уровне было бы ясно, почему он вдруг обозлился на фашизм и войну, пусть даже это противоречило бы историческим фактам, но это, по крайней мере, хоть как-то объясняло дальнейшие действия полковника.
Странно, что сценаристы этого не учли, ведь обычно американцы строят свои сценарии на экранизации частных случаев из практики Зигмунда Фрейда, иными словами, на примитивной, но четкой мотивации поступков «героев».
Дальше еще лучше, Том Круиз в худших традициях советского кино, хотя там подобные казусы встречались довольно редко, начинает говорить исключительно лозунгами, от чего, видимо, у зрителя должно сложиться впечатление с какого масштаба личностью он столкнулся, восхититься героем-полковником и с открытом ртом ловить каждую глубокомысленную фразу Клауса фон Штауфенберга (Тому Крузу — «высший балл» по системе Станиславского, никто, кроме него справился бы!)
Конечно, для того, чтобы раздвинуть рамки тесного пространства, где с нордическим пафосом вещает Том Круз, сценаристы и режиссер показали атмосферу в Германии через отношение к происходящему разных групп населения: заговорщиков (за власть всегда грызутся — тоже мне новость!), сочувствующих (так называемый средний класс — майоры, капитаны и просто мелкотравчатые чиновники) и простых исполнителей, представителей, так сказать, серой народной массы (телеграфисты) — показать-то они показали, но снова тривиально и банально, как наперсточники, гоняя шарик внимания из наперстка в наперсток.
У Тома Круза, как актера, было одно достоинство — красивая жена (Николь Кидман) и ту он потерял, но вынимал он искусственный глаз из коробочки — классно! Жаль, не показали, как он его вставлял в глазницу!
И еще: совершенно непонятно, зачем продюсеры решили снимать фильм в Германии, такие пейзажи есть в Вермонте, а пустыня есть в Неваде, тем более что ничего конкретно исторического, кроме «Юнкерса-52», в фильме нет, все остальное пришлось строить.
Да и Гитлер совсем необязательная фигура для этого фильма, можно было спокойно и без него обойтись.
Короче, полное и бесповоротное фуфло!
ИНДИАНА ДЖОНС — 4
Сразу признаюсь, грешен — люблю приключения профессора Генри «Индианы» Джонса, особенно первый и третий фильмы, во втором как-то не очень получилось, видимо, подобные приключения плохо укладываются в ограниченное пространство.
Не знаю кто, Лукас уломал ли Спилберга, или Спилберг Лукаса, а может быть, их обоих сбил с пути истинного Харрисон Форд (очень люблю этого актера — без иронии), явно пребывающий в творческом кризисе, однако был страшный риск делать продолжение знаменитой саги через 20 лет, но, по всей видимости, желание заработать «немножко» денег на знаменитом брэнде, пересилило все прочие разумные доводы.
Попытайтесь, если есть свободное время, посмотреть подряд первые три фильма, а потом без перерыва и четвертый...
Сплошное, приспособленное к сюжету самоцитирование, а с появлением в финале «летающей тарелки» отсылаю вас к фильму того же Спилберга «Контакты третьего рода».
Все стабильно, по отработанной схеме: заявка основного предмета вожделения («хрустального черепа»), потом явление героя — профессора Генри Джонса, который на самом деле вдруг оказался полковником разведки (что-то новенькое, но дальше разговоров эта линия не развита), погоня, короткая передышка, в которой объясняется, что было перед этим и что будет дальше, погоня, передышка, погоня, плен, спасение, погоня и так далее с редкими вариациями, даже маленькие юмористические сценки — это тоже прием из прошлого. Впрочем, может быть, так и должно быть, не знаю, но очень скоро становится скучно.
Что касается самого «хрустального черепа», то Лукас и Спилберг, а также сценаристы фильма, по всей видимости, внимательно изучили творчество знаменитого апологета теории внеземного происхождения жизни на Земле фон Деникена, а также посмотрели популярный в 70-х годах того же фон Деникена «Воспоминание о будущем», где и демонстрировался тот самый хрустальный череп...
Говорят, они собираются снимать пятый фильм... Хорошо еще, что им пришло в голову заявить в четвертом сына «Индианы» Джонса, а то я как-то беспокоюсь за здоровье Харрисона Форда, тем более у него молодая жена.
ВИКИ КРИСТИНА БАРСЕЛОНА
Намедни мой друг Алексей вместе с женой пошел в кинотеатр и долго размышлял, на что им пойти на «Обитаемый остров», «Операция «Валькирия» или на «Вики Кристина Барселона». И выбор пал отнюдь не на агрессивно разрекламированные фильмы.
И как? — спрашиваю я. Мне понравилось, — отвечает он и Алене тоже. И чем интересно? — спрашиваю, сам-то я уже посмотрел этот фильм. Даже не знаю, не грузилово, по крайней мере, а потом я очень люблю Барселону.
«Я тоже ее люблю», — подумал я и перевел разговор на другую тему, в конце концов, у всех свои вкусы.
Возможно, Вуди Аллен (Аллен Стюарт Кенигсберг) не типичный американский режиссер, и возможно, в Америке его считают интеллектуалом или самым европейским американским режиссером, но по отношению к европейскому киноискусству он практически во всех фильмах абсолютно вторичен, и в этом фильме он использовал все последние приемы «бедных» европейцев.
И все же надо отдать ему должное, этим фильмом Вуди Аллен заявил новый вид искусства литературный видеоклип длиною 93 минуты — это беспримерное достижение! Вот только при чем тут кинематограф! Вообще-то «kinema» — это от греческого — движение, а мне читают за кадром роман и иллюстрируют текст красивыми актерами и не менее красивыми видами Барселоны и ее окрестностей.
Конечно, можно считать Вуди Аллена этаким тонким художником, который иронизирует по поводу своих не очень далеких и закомплексованных соотечественников, для которых Европа с ее темпераментом, другая планета, а европейцы и, в частности, испанцы (а кто сомневается, что Хавьер Бардем — настоящий мачо!) — инопланетяне...
Можно, конечно, считать Вуди Аллена интеллектуальным художником с двойным якобы дном, но нужно ли? Не знаю...
Буквально следом посмотрел «После прочтения сжечь» братьев Коэнов — а вот это настоящее мастерство, и интеллект, и ирония, и кинематограф!
Федор Ландрин, драматург http://flandrin.ru
Отзывы и комментарии