Какой он, британский паб? Прошлое и настоящее. Часть 2
В середине XVIII века в паб-индустрии Британии произошел серьезный кризис: в период «Gin Craze» — «джиномании», потребление джина в шесть раз превысило потребление пива. Торговля этим крепким напитком была взята властями под жесткий контроль — его производители могли торговать только с покупателями, имеющими специальную лицензию.
В течение XIX века правила торговли алкоголем стали еще строже, лицензии потребовались и на торговлю вином, и на торговлю пивом. В начале ХХ века было ограничено время работы пабов. Лицензии выдавались специальными Патентными судами и детально определяли время и порядок работы пабов, правила поведения и возрастные ограничения для посетителей.
Только в 70-е годы прошлого столетия лицензирование пабов было существенно ослаблено, а в 2005 году практически упразднено и передано местным властям в качестве их административной функции.
Такие серьезные изменения в законодательстве Великобритании, известной своей консервативностью, были вызваны серьезными причинами. Дважды за последние полвека паб-индустрия пережила тяжелый кризис. К началу 70-х британцы стали посещать пабы реже и реже: часы работы пабов и то, что они могли предложить клиентам, больше не соответствовало современному положению вещей. И, чтобы не лишиться такой знаменитой и древней части своей культуры, британцы решились на серьезные изменения в законодательстве.
В начале нашего века публичные дома Британии снова оказались в плачевной ситуации. На этот раз виноват был мировой финансовый кризис. В условиях усугубляющейся экономической ситуации в Соединенном Королевстве в сутки закрывалось не менее семи пабов. Официальные объяснения, что пабы закрываются из-за рецессии, которая вынуждает британцев сокращать расходы, были встречены общественным недоверием и критикой. По мнению BBPA, пабы «задушили» налогами и фактически поставили на грань выживания, а закрытие пабов опасно не только с экономической, но и с социальной точки зрения. Ведь для большинства британцев паб — это место общения.
Дэрек Уиллс, лендлорд паба «Hawkins Arms», 56 лет:
— Все труднее обеспечить соответствие паба разнообразным санитарным, пожарным требованиям. Этому зданию более трехсот лет, а тут новые требования по расположению запасного выхода на случай пожара. Двух метров до старой двери не хватило! Пришлось пробивать новую вот здесь. И это при том, что паб давно не зарабатывает на напитках — супермакеты наши цены так перебивают… Основной доход от продажи еды. Но наш паб единственный в деревне, и из окрестностей многие приезжают — не могу себе представить, чтобы закрыть его.
Пока что законодатели умерили свой пыл. Новые ограничения, такие как запрет на проведение в пабах специальных акций по продаже алкогольных напитков и использование меньших по объему стаканов при продаже пива, отложены в сторону. Пока что… Все течет, все меняется…
Ушли в прошлое времена, когда появление в пабах женщин было более чем нежелательно, теперь они такие же обычные клиенты, как и мужчины. Нет больше закона, запрещающего детям до 14-ти лет переступать порог паба, напротив, поход в паб всей семьей теперь естественное явление, а в меню есть отдельный раздел для детей. Никто больше не считает, что настоящий паб должен пахнуть хорошим табаком — с 2007 года курение в пабах запрещено. Зато теперь естественно увидеть в пабе общающихся за чашкой чая молодых мам, пристроивших коляски со своими малышами рядом со столиком.
Безнадежно устарело и мнение о том, что в настоящих британских пабах не принято есть. В пабах, которые были и остаются своеобразными мини-гостиницами, еда подавалась всегда, а теперь она стала гораздо разнообразнее. В чисто питейных пабах на смену скудным острым и соленым закускам пришли разнообразные традиционные блюда со всех уголков бывшей Британской империи. Уступая место продаже этих блюд, серьезно теряет свои позиции основная статья паб-бизнеса — продажа алкогольных напитков.
Меняются британцы, и пабы вместе с ними, но главное остается неизменным: пабы для британцев — это место общения и центр местной социальной жизни, куда можно прийти не ради еды, выпивки или табака, а просто посидеть с друзьями или побыть наедине с самим собой.