Какой учитель нужен подростку?
Мы привыкли считать школу вторым домом и главным воспитателем после семьи. С наступлением подросткового возраста в доме этом наступает холодная война, нередко обостряющаяся до горячей. Каким должен быть «хороший» учитель, и каким его хотят видеть современные тинейджеры?
Важно помнить об особенностях подросткового возраста, где лень — последствие повышенной утомляемости, хамство и агрессия — попытки самоутвердиться и защитить себя, вычурная одежда и пирсинг — средство выражения своей уникальности, а нежелание учиться вызвано разрывом между мечтами и действиями.
Стремительное физическое развитие заставляет их комплексовать из-за внешности, гормональные всплески делают их ранимыми и раздражительными, а первая любовь вообще затмевает все «житейское» и отодвигает учебу и домашние дела на второй, если не десятый план.
Вот такими они приходят на урок… И как быть несчастному учителю, которому волею судьбы нужно укрощать эти строптивые создания, да еще и обучать их чему-либо? Понимать причины их поведения важно, но ведь нужно и как-то реагировать на них, оберегать себя и свое самолюбие, не разрушая самооценку «штудентов» и не опускаясь до криков и грубости.
Учителю, по утверждениям самих подростков, необходимы такие качества, как честность, гибкость, уважительность, умение слушать, любовь к работе, хорошее знание предмета и умение интересно объяснять. Но те, кто работает в школе, понимают, как непросто быть «хорошим» для «нынешних детишек». Чего же они хотят?
Если вы работаете с подростками, старайтесь не делать промахов в общении — ваши отношения с классом влияют на отношение к предмету и на успеваемость.
— Спокойная и уверенная интонация. Если преподаватель говорит спокойным, уверенным голосом, это действует положительно даже на раздраженного подростка. Отсутствие ответной агрессии успокаивает, не дает разгореться конфликту и переложить чувство вины с себя на другого.
— Уважение. И еще раз уважение. Оно должно быть взаимным. Если не считаться с мнением подростков, отчитывать при всем классе, высмеивать и унижать их, можно лишь нажить врагов, но ничего хорошего из этого точно не выйдет. Тем более наивно будет ждать уважения с их стороны.
— Хороший помощник преподавателя — здоровое чувство юмора, умение перевести инцидент в шутку, а порой посмеяться вместе с юными школярами над собственной ошибкой. Но не путайте это с ехидством и язвительностью. Язвительное замечание, пусть даже очень остроумное, губительно для отношений с тинэйджером.
— Ни в коем случае не навешивайте ярлыки. Если вы будете называть ребенка «лентяем», это понизит его самооценку и поведение. Клеймо «грубияна», «петрушки», «неряхи» приведет к ощущению его собственной беспомощности и отчаяния.
— Старайтесь спокойнее относиться к тому, что «они на себя надевают». Одежда в эту сложную пору становится и прикрытием от всего мира, и способом самовыражения. А любая критика того, как они выглядят, и того, что они слушают, ранит, перечеркивает все хорошее в отношениях.
— Подростки вообще воспринимают критику как нелюбовь, неприятие, не чего-то конкретного, а себя в целом. Замечание и недовольство учителя — подтверждение того, что он хуже всех.
— Лучше хвалите. Хвалите усилия и старательность ученика, а не его самого. Тогда будет видно, что вы не Петю Васина любите и цените, а его труд и работу по изучению предмета.
— Нужно обязательно проводить границу в поведении. Договаривайтесь о наказаниях заранее, а не после того, как что-то случилось. Вводите умеренные санкции и выполняйте их. Избегайте пустых угроз, которые вы никогда не исполните.
— Подростку необходимо преодолевать препятствия, чтобы оценить свои возможности. Когда они полностью свободны и предоставлены сами себе — это потенциально опасно. Ставьте рамки, будьте готовы к компромиссу.
— Если ученик раздражен, рассержен, расстроен — не спешите выяснять отношения. Отложите разговор на потом.
- И еще. Говорить на их языке — не значит погружаться в молодежный сленг. Не переборщите — это может выглядеть нелепо, а вот говорить достаточно доступно, не вдаваясь в обратную крайность, — то, что надо. Как их можно чему-то научить?
Преподавателю важно уметь преподносить материал доходчиво и интересно, связывать материал с контекстом современной жизни, объяснять, где это может пригодиться, устраивать обсуждения спорных тем, рассматривать точки зрения нескольких ученых, терпеливо объяснять трудные места тем, кто не понял.
— Если у учителя искра в глазах, то и молодежь более заинтересована на уроке. Вопросы учеников не должны оставаться без ответа. Если вы не смогли ответить сразу, пообещайте, что ответите на следующем уроке.
— Если ученик открыто выражает отсутствие интереса к вашему предмету, задайте ему пару вопросов «на будущее». Например: «Как думаешь, если ты, напишешь девушке смс с тремя ошибками в слове, это добавит тебе шансов на свидание?»
— Всегда напоминайте своим ученикам, что они могут развиваться. Хорошо учится не тот, кто «умный», а тот, кто стремится к знаниям. Если начать прикладывать усилия сейчас, то можно добиться даже лучшего результата, чем вчерашние отличники. Расскажите, что при подготовке к контрольным и экзаменам можно использовать более эффективные методы, если учитывать, какие типы памяти лучше работают.
— Можно использовать и более оригинальные способы мотивации. Например, заметьте невзначай, что, по последним исследованиям психологов, чтение книг про активных, целеустремленных героинь помогает девушкам стать активнее и сбросить вес.
— Укрепить желание работать поможет обещание награды — помощь на контрольной, поездка в музей или в театр всем классом. Будущее великого инженера или бизнесмена еще далеко, а вот конец четверти не за горами. Ради интересной поездки можно постараться убрать хвосты и подтянуть оценки.
Справедливость, гибкость, находчивость и искреннее желание понять и принять их такими, какие они есть, помогут построить прочный мост между вами и классом. Не забывайте, что все мы когда-то были подростками.