Состояние реальности? Уверенность в себе!
Давайте вспомним расхожую фразу «Я не уверен (или уверен)». Ее произносят часто. С одной стороны, это просто обозначение своего состояния — текущего или постоянного. Тем не менее, в ней присутствует определенный подтекст. Он интересен обращением по сути дела себя к самому себе.
То есть получается, что некая часть в нас обращается к некоей другой части и определяет, является человек уверенным или неуверенным в себе. Если вдуматься, то получается, что я не уверен в себе же (или уверен), а это звучит абсурдно. Для утверждения, уверен человек в себе или нет, требуется понимание реального положения вещей. Это означает, что часть нас оценивает нас же с позиции реальности.
Хорошо известно, что практически у каждого человека есть два основных представления себя. И если одно реальное, то второе иллюзорное. В общем-то это явление достаточно хорошо исследовано в психологии, в частности в работах Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени», «Невроз и личностный рост» и др.
Из этого следует, что существует, условно говоря, наша реальная личность и некое собрание представлений о себе и окружающем мире. Чем сильнее оказываются иллюзорные представления, тем дальше настоящая личность находится от реальности, тем более «зыбко» ее положение на «земле». Вплоть до того, что иллюзорный образ может в значительной степени замещать реальную личность.
Рассматривая вопросы неуверенности в себе с позиции состояния реальности, в котором так или иначе остается часть нашей личности, можно предположить, что состояние реальности продуцирует уверенное поведение. А оторванность от нее, соответственно, порождает неуверенность.
Очевидно, это требует пояснений. Для начала, предполагая наличие уверенного поведения в состоянии реальности, требуется тем или иным образом определить реальность, то есть попытаться понять ее основные характеристики, что собой представляет человек, находящийся в этом состоянии реальности.
Вероятно, самым главным в понятии реальности будет признание того, что она существует. Это базовое понятие, означающее, что и существование в реальности также возможно.
Второе понятие — это принципиальное понимание того, что в объективной реальности может существовать человек, находящийся в состоянии реальности. С этим уже сложнее, поскольку состояние реальности не может быть абсолютным и познается все равно через наши ощущения. Вероятно, младенец, только появившийся на свет в большей степени находится в состоянии реальности и уверенности в своих силах, чем это возможно в позднем возрасте.
Мы можем предположить, что для человека, стремящегося к состоянию реальности, будет очень полезным опираться на некоторые базовые представления о своей природе, исходя из признания существования реальности. И основной исходной точкой будет являться то, что называется научным подходом.
А именно то, что человек есть продукт природы и эволюции, который появляется на этой земле без обязательств, целей и смысла, с базовым набором инстинктов, темпераментом и неизбежностью обучения общественному поведению.
Это базовая реальность человека, принятие которой, по-видимому, может обеспечить гармоничное развитие и душевное здоровье. Более того, это базовая реальность для всех без исключения людей. Уверенное поведение, на мой взгляд, также относится к этим базовым составляющим и является присущим практически любому человеку изначально как способствующее, как минимум, выживанию.
Источник уверенного поведения находит в самом человеке. И базируется на реальном понимании мира.
Что значит реальное понимание мира? Это означает максимальное принятие его таким, какой он есть.
У мира, включая человеческое общество, есть одна основная характеристика — он изменчив. И это важно понять и принять.
Под изменчивость мира попадает практически все. Например, справедливое сегодня может быть признано несправедливым завтра; братство народов обращается во вражду; война сменяется миром; доброта на фоне собственного выживания становится пустым звуком; истины, исторгнутыми «умными» людьми, могут оказаться и вовсе не истинами, а просто мнениями, к которым присоединилось большинство.
Воспитание, полученное большинством из нас, не позволяет правильно понять степень непостоянства мира, людей, общества в целом, а также разобраться со степенью нашей ответственности за происходящее и степенью наших возможностей влияния на происходящее.
Возникает много иллюзий. Например, что «только я был ответственный за распад моей семьи», «все должны подчиняться правилам», «старшие люди знают, как лучше», «надо всегда помогать друзьям», «кроме мамы, я никому не нужен», «все против меня», «я неудачник», «у меня нет сил», «вокруг одни дураки», «я исключительная личность».
Иллюзии напрямую связаны с неуверенностью. Ведь их нет. Но мы начинаем думать, действовать, жить, наконец, исходя из собственных иллюзий. В принципе, это не противоречило бы нашему уверенному поведению (то есть можно свято верить и в иллюзии), если бы в глубине та часть, которая все-таки отвечает за связь с реальностью, не знала бы о том, что это только наши представления.
Фактически иллюзиями мы отвечаем на изменчивость мира, пытаясь остановить его для себя. Нам это нужно, чтобы получить стабильность и уменьшить тревогу. Но это то, что остановить невозможно. К счастью, есть другой вариант — можно самому стать точкой отсчета. Это и есть уверенность. Избавьтесь от иллюзий, — и в числе бонусов получите уверенность.
В состоянии реальности человек иначе понимает многие вещи. Нет, он не приобретает какие-то особые способности, просто он видит четче и делает другие выводы. Например, он понимает, что бояться людей не стоит и ведет себя с ними уверенно. Просто потому, что бояться людей надо только в исключительных ситуациях — например, ночью в подворотне.
Или, например, в состоянии реальности гораздо лучше понимаешь слова и поступки других людей. Предательство близкого человека оказывается неприятным действием, для которого у того были собственные основания. Из этого надо делать выводы, сожалеть какое-то время, грустить, переживать, но нельзя погружаться в длительную депрессию с суицидальными размышлениями. Опять же здесь прямая связь с уверенностью — неконструктивные переживания делают нас слабыми и неуверенными в себе.
Еще вариант — человек в состоянии реальности способен выбирать сам и выбирать правильно, а не быть выбранным. А чтобы выбирать, надо быть уверенным в том, что ты хочешь сделать именно такой выбор. То есть понимать истинность своих желаний.
Вообще, в идеале состоянию реальности человека соответствует истинность ощущений, истинность наших желаний и целей. Точнее, реальность определяет истинность. А истинность — отличный базис для уверенности.