Продюсеры: Антон Златопольский, Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Алексей Гуськов
Режиссер: Александр Котт
Оператор-постановщик: Петр Духовской
Художник-постановщик: Сергей Иванов
Художник по реквизиту: Ольга Тинакова
Художник по гриму: Анна Эсмонт
Художник по костюмам: Екатерина Шапкайц
Композитор: Юрий Потеенко
В ролях: Алексей Гуськов, Алексей Кравченко, Елизавета Боярская, Наталья Рогожкина, Виктория Толстоганова, Дарья Коныжева, Лидия Вележева, Тимофей Трибунцев, Борис Смолкин, Игорь Ясулович, Анна Цуканова-Котт, Янина Студилина, Михаил Евланов, Игорь Лепихин, Сергей Барковский, Данил Стеклов, Макар Мозжевилов
Для поддержки осажденных ленинградцев, в надежде поднятия силы духа, веру победы, советским руководством принимается ответственное, судьбоносное решение, исполнить в блокадном городе великолепную партитуру “Седьмая симфония” Шостаковича. Данное великое событие оказалось значимым мероприятием для всего народа, ведь музыка прозвучала через трансляцию на весь мир, что вдохновило людей на дальнейшую борьбу с фашистскими оккупантами, державших под бесконечными обстрелами огромный, практически вымерший мегаполис.
Это поистине стало неким символом, что, невзирая на боль, страдания, смерти, многочисленные потери близкой родни, все же жизнь продолжается, и остается место прекрасному, величественному чуду, невзирая на творящийся вокруг хаос, всемерную обреченность, ожидания неизбежного, трагического конца. Когда жестокая, беспощадная, со многими жертвами война, ежедневно собирала страшную жатву человеческих жизней, а простой человек более не верил будущей победы. Именно живая музыка дало вдохновение, пробудив в зачерствевших, потерянных душах забытые струнки теплоты, любви, позволив отрешиться от творящегося безумия, забыв о телесных муках хотя бы на миг.
Однако для осуществления столь грандиозной идеи, немалое количество простых граждан, приложили к этому неимоверные усилия, для реализации задуманного плана. Из далекого Куйбышева, специальным рейсом был доставлен прославленный дирижер, кому поручили собрать должный оркестр, начать репетиции. Только основного состава музыкантов найти было непросто, ведь часть людей умерло от голода, другие погибли, сражаясь на фронтах, третьи попросту не могли держать инструменты от истощения.
Сериал Седьмая симфония – содержание серий
1-я серия.
Ленинград. Начало блокады. Идёт эвакуация, но Большой симфонический оркестр радиокомитета решено оставить в городе для поддержания боевого и морального духа. Его дирижёру Карлу Ильичу Элиасбергу предлагают покинуть город, но он принимает решение остаться со своими музыкантами. Вскоре к жене Элиасберга – Надежде Дмитриевне, несмотря на запрет, из ссылки приезжает брат. Он тяжело болен, и супруги прячут его у себя дома. Однако за это им приходится очень дорого заплатить…
2-я серия.
Дирижёру Элиасбергу поручено исполнить в блокадном Ленинграде недавно законченную Седьмую симфонию Шостаковича. Однако музыкантов, способных сыграть это сложное произведение, в городе не осталось: кто-то умер от голода, кто-то попал под бомбёжку, кто-то ушёл на фронт или пропал без вести. Чтобы концерт состоялся, необходимо разыскать оркестрантов и доставить их в Дом Радио. По стечению обстоятельств, эту важнейшую задачу поручают лейтенанту НКВД Анатолию Серегину – человеку, которого маэстро ненавидит…
3-я серия.
Серегину удаётся убедить отчаявшуюся флейтистку Веру вернуться в оркестр. Но как и где искать других музыкантов все ещё не ясно. Серегину и Элиасбергу приходится вместе ехать за контрабасистом Губко. До начала войны он играл в оркестре Карла Ильича, а сейчас со своей концертной бригадой находится на линии фронта. Когда лейтенант и дирижёр добираются до места, начинается обстрел…
4-я серия.
Вера решает взять к себе мальчика Колю, которого они вместе с Серегиным вытащили из-под завалов разрушенного дома. На толкучке лейтенант замечает пожилого мужчину, пытающегося продать найденную на развалинах трубу. Серегину удаётся выйти на след настоящего владельца инструмента – музыканта Елисеева. Оказалось, что весь его театр был эвакуирован, а он ушёл добровольцем на фронт. Лейтенант НКВД отправляется за ним…
Положение остаётся трудным, музыкантов не хватает. Но кандидатуру скрипачки, предложенную Серегиным, Карл Ильич категорически отвергает. И отказывается даже говорить о ней. Серегину снова приходится ехать на фронт. На этот раз, чтобы разыскать скрипача Филатова. Но случается непредвиденное…
6-я серия.
С трудом пополняемый оркестр лишается ещё одного музыканта. Слепой ударник Чуркин перестаёт ходить на репетиции. Он вступил в специальный отряд ПВО города, где должен служить «слухачом»: засекать приближающиеся вражеские бомбардировщики по звуку их двигателей. Элиасберг решает его вернуть.
7-я серия.
Городские власти сообщают Элиасбергу, что концерт должен состояться 9 августа 1942 года. Из Мурманска прибывают военные музыканты. Оркестр теперь полностью укомплектован. И, наконец-то Серегин может уйти на фронт, как мечтал. Он прощается с Верой и Колей. Но его отъезд проходит совсем не так, как он представлял…
8-я серия.
Приближается день премьеры. Исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном, измученном, но непобеждённом Ленинграде – событие, которого ждёт страна и весь мир. Но для Карла Ильича Элиасберга этот концерт может стать последним…