С 1 по 10 декабря 2023 состоится Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда», которая призвана привлечь внимание к правам и потребностям людей с инвалидностью. Тестирование традиционно проводится в онлайн-формате.
Ключевые тематические блоки теста:
комплексный подход в организации доступной среды,
морально-этические аспекты общения с людьми с инвалидностью,
оказание ситуационной помощи при сопровождении людей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями.
По итогам мероприятия пройдёт публичный разбор вопросов и тренинг с участием ведущих экспертов.
Участники тестирования также получат возможность бесплатно пройти обучающий курс от ведущих российских экспертов в области доступной среды, инклюзии и создания доступных цифровых сервисов для людей с инвалидностью.
1. Какая формулировка наиболее корректна для использования в общении?
Инвалид
Человек с инвалидностью
Лицо с ограниченными возможностями
2. Какое правило лучше соблюдать при общении с человеком с нарушением речи?
А. Помогать человеку, договаривая за него фразы.
Б. Переспросить, если непонятно.
В. Говорить медленно, громко и максимально простыми фразами.
3. Как должно происходить взаимодействие с глухим человеком в сопровождении переводчика русского жестового языка?
А. Необходимо вести беседу с сопровождающим или переводчиком, так как прямое взаимодействие с ними позволит качественно и правильно донести информацию до глухого человека.
Б. Следует обращаться непосредственно к глухому человеку.
В. Оба варианта допустимы.
4. При сопровождении человека, использующего кресло-коляску, Вы заметили на пути препятствие. Ваши действия?
А. Предупредить о препятствии и поинтересоваться, что Вам необходимо сделать, как помочь.
Б. Не меняя скорости движения, проскочить препятствие, сильно толкнув кресло-коляску вперед.
В. Переехать через препятствие, приподняв задние колёса кресла-коляски.
5. Как корректно назвать группу различных психических заболеваний, в том числе и интеллектуальных нарушений?
А. Психическое расстройство.
Б. Нарушения в ментальной сфере.
В. Умственная отсталость.
6. Обязан ли работодатель трудоустраивать в организацию человека с инвалидностью?
А. Нет, не обязан. Может только лишь по своему желанию.
Б. Если для организации установлена региональная квота для трудоустройства людей с инвалидностью, то обязан.
В. Если в организации трудоустроено больше 5 человек, то обязан.
7. Специалист, который может помочь в коммуникации человеку с одновременным нарушением слуха и зрения – ____
А. Тифлосурдопереводчик.
Б. Сурдопереводчик.
В. Переводчик русского жестового языка.
Г. Персональный ментор (у них свой индивидуальный язык
8. Что из нижеперечисленного является дискриминацией по признаку инвалидности?
А. Отказ от приспособления здания для людей с инвалидностью.
Б. Нежелание общаться с собеседником с инвалидностью из-за плохого настроения.
В. Отказ предоставить услугу в связи с пожарной тревогой.
Г. Все перечисленные варианты.
9. Какой альтернативный формат представления текстовой информации наиболее удобен для людей с ментальными нарушениями?
А. Шрифт Брайля.
Б. Доброшрифт.
В. Ясный язык.
Г. Аудиоформат.
10. Какой из нижеперечисленных вариантов ответа относится к принципам «универсального дизайна»?
А. Дизайн для любого типа помещений.
Б. Равенство в использовании.
В. Индивидуальный дизайн.
11. Какая формулировка при обращении к человеку с нарушением функции зрения является корректной?
А. Посмотрите на эту картину.
Б. Прикоснитесь к картине.
В. Лучше вообще избегать подобных формулировок, так как они могут огорчить или задеть человека.
12. Как корректно поступить, если перед Вами заходит в здание человек с нарушением функции зрения?
А. Опередить человека и молча открыть для него дверь.
Б. Дать ему возможность открыть дверь самому, ничего не предпринимать.
В. Спросить, нужна ли ему помощь, и помочь, если нужно.
13. Как правильно называется собака, которая помогает людям с нарушением функции зрения передвигаться вне помещений и избегать препятствий?
А. Собака-поводырь.
Б. Собака-проводник.
В. Собака-помощник.
14. Вы видите человека с белой тростью: он поднял ее и держит горизонтально перед собой. Что это означает?
А. «Мне нужна помощь».
Б. «Я прокладываю себе безопасный путь, поэтому не нужно мне мешать».
В. «Это оборонительный жест, так как я чувствую опасность».
15. При сопровождении незрячего человека Вам следует ____ что?
А. Предложить ему взять Вас под руку и идти чуть впереди незрячего человека.
Б. Взять незрячего человека за руку и идти наравне, предупреждая о препятствиях.
В. Вести незрячего человека под руку, рассказывая о происходящем вокруг.
16. Какой термин будет наиболее корректен в общении, если мы хотим сказать о человеке с инвалидностью по слуху?
А. Глухонемой.
Б. Инвалид.
В. Глухой или слабослышащий человек.
Г. Человек с патологией слуха.
17. В случаях, когда Вы не поняли или не услышали человека с нарушениями слуха, стоит ли переспрашивать и просить повторить последнее высказывание?
А. Да, конечно, как в любом другом случае.
Б. Нет, некорректно заставлять человека с инвалидностью несколько раз повторять одно и то же, это может задеть его.
В. Необходимо повторить за человеком последнюю фразу, уточнив, это ли он имел ввиду.
18. Специалист, осуществляющий прямой и обратный перевод устной речи посредством русского жестового языка, который помогает общаться глухим и слышащим людям – ____
А. Тифлокомментатор.
Б. Сурдопереводчик.
В. Переводчик русского жестового языка.
19. Является ли жестовый язык универсальным во всём мире?
А. Да, это универсальный способ общения, именно поэтому многие путешественники вместо изучения нескольких языков изучают жестовый язык.
Б. Нет.
В. Для стран одной языковой семьи жестовый язык универсален.
20. Являются ли все люди с нарушением слуха глухонемыми?
А. Да. Люди с нарушением слуха не могут говорить и общаются только жестами.
Б. Нет. Слабослышащие и даже некоторые глухие могут говорить.
В. Не все люди с нарушением слуха являются глухонемыми.
21. Какое устройство помогает слабослышащему человеку, использующему слуховой аппарат или кохлеарный имплант, хорошо слышать говорящего на сцене?
А. Речевой информатор.
Б. Звуковая мнемосхема.
В. Устройство распознавания речи.
Г. Индукционная система.
22. Как правильно поздороваться с человеком, у которого протез руки?
А. Поздороваться как обычно – протянуть руку для рукопожатия.
Б. Поздороваться голосом.
В. Спросить, допустимо ли рукопожатие с помощью протеза.
23. Вы из любопытства наблюдаете за человеком с инвалидностью. Что делать, если человек вдруг посмотрит на Вас?
А. Молча отвернуться от него.
Б. Извиниться перед человеком.
В. Улыбнуться и поздороваться.
Г. Продолжать наблюдать, как ни в чём не бывало.
24. Какие действия могут быть восприняты негативно человеком, передвигающимся на кресло-коляске при его сопровождении или взаимодействии с ним?
А. Разговаривать во время движения.
Б. Просить о помощи человека на кресло-коляске.
В. Вешать на коляску свою сумку или рюкзак.
Г. Нельзя делать всё из вышеперечисленного.
25. Что нельзя делать, если человек с инвалидностью поставил трость или костыли в проходе, и они мешают окружающим?
А. Задавать вопрос о том, куда вы можете переставить костыли, чтобы они не мешали другим.
Б. Обращаться к человеку с инвалидностью с просьбой переставить костыли.
В. Самостоятельно переставлять костыли в более подходящее место.
26. В чём разница между интеграцией и инклюзией?
А. Интеграция фокусируется на процессе объединения и принятия людей с инвалидностью в общество без кардинального изменения окружающей среды, а инклюзия — это создание равных возможностей для всех.
Б. Инклюзия фокусируется на процессе объединения и принятия людей с инвалидностью в общество без кардинального изменения окружающей среды, а интеграция — это создание равных возможностей для всех.
В. Это синонимы.
27. Какие действия должен предпринять собственник объекта, недоступного для людей с инвалидностью?
А. Разместить предупреждающий знак о недоступности объекта.
Б. Провести обследование объекта и разработать план по его адаптации с учетом организационных, технических и финансовых возможностей.
В. Немедленно приступить к адаптации объекта.
Г. Закрыть объект для обслуживания до проведения капитального ремонта или реконструкции.
28. Как лучше организовать пути передвижения для человека с протезом ноги?
А. Установить пандусы и наклонные подъемы вместо лестниц и ступеней.
Б. В местах ожидания и отдыха использовать скамьи высотой от 40 до 50 см.
В. Обеспечить ровную поверхность без препятствий и барьеров.
29. Какое утверждение в отношении ПТСР (посттравматического стрессового расстройства) является верным?
А. Посттравматическое стрессовое расстройство бывает только у военных.
Б. Все люди одинаково переживают посттравматическое стрессовое расстройство.
В. Посттравматическое стрессовое расстройство можно излечить или «купировать».
30. Возможность какой деятельности не предусматривает использование биоэлектрического протеза руки?
А. Помыть посуду.
Б. Приготовить пищу.
В. Подписывать официальные документы.
Г. Взять горячую кружку.
31. Может ли человек с парной ампутацией рук или ног получить бионический протез от государства?
А. Нет, по ОМС предоставляют только самые простые протезы.
Б. Да, на основании индивидуальной программы реабилитации и абилитации.
В. Нет, так как это не жизнеугрожающее заболевание.
32. Каких пунктов из нижеперечисленных необходимо избегать при общении с человеком с нарушениями в ментальной сфере?
А. Помогать договорить фразу за собеседника.
Б. Дать человеку самостоятельно договорить, терпеливо дослушав фразу до конца.
В. Стараться использовать более простые и короткие фразы.
33. Собака-проводник в образовательном учреждении должна находиться____ где?
А. В специально отведенном месте для ее размещения.
Б. Рядом с человеком с нарушением зрения.
В. На улице.
34. На каком языке лучше говорить с тотально слепоглухим человеком?
А. На том же языке, на котором мы говорим в повседневной жизни.
Б. На русском жестовом языке.
В. На дактиле.
35. Что такое «цифровая доступность»?
А. Это возможность использования только специальных устройств для доступа к информации.
Б. Это доступность информации, представленной в электронно-цифровой форме, для широкого круга пользователей с ограничениями жизнедеятельности.
В. Это способность получать информацию только с использованием аналоговых технологий.
36. Каким образом лучше всего построить коммуникацию с человеком с расстройством аутистического спектра (РАС)?
А. Общаться нормально, не очень громким, но отчетливым голосом, не приближаясь слишком близко и не пытаясь заглядывать в глаза, если человек с РАС этого явно избегает.
Б. Взять за руку и общаться простыми фразами, смотря в глаза.
В. Общаться как обычно, но находиться вплотную к человеку, чтобы он понял, что ты разговариваешь именно с ним.
37. Каким правонарушением считается несоблюдение требований действующего законодательства по обеспечению доступной среды?
А. Не является правонарушением.
Б. Является административным правонарушением.
В. Является уголовным правонарушением.
38. Как правильно организовать пространство для лежачего больного, нуждающегося в стороннем уходе?
А. В комнате должен быть домашний уют, а не больничный порядок.
Б. Необходимые предметы должны быть расположены в пределах досягаемости руки, чтобы человек мог до них дотянуться.
В. Пространство и вещи в комнате должны позволять допускать ошибки (небьющаяся посуда, нескользкий пол).
Г. В комнате должны быть приспособления для присаживания, перемещения и удобного размещения.
Д. Все вышеперечисленные варианты.
39. При взаимодействии с человеком с расстройством аутистического спектра (РАС) категорически не рекомендуется:
А. Прикасаться к человеку, держать за руки.
Б. Использовать визуальные подсказки (рисунки или фотографии), чтобы объясниться.
В. Повторять имя человека в начале каждой фразы, обращенной к нему.
40. Как помочь незрячему человеку пересчитать сдачу при совершении им покупки?
А. Взять купюры в свои руки, разложить по номиналу и положить ему в кошелек, обязательно озвучив общую сумму и перечислив, сколько каких купюр и каким номиналом.
Б. Взять купюры в свои руки и передавать их в руку незрячему человеку по одной, озвучивая номинал.
В. Взять купюры в свои руки, разобрать их по номиналу, передавать незрячему человеку в руку по порядку от большего достоинства к меньшему, озвучивая номинал.
41. Как корректно назвать людей с ростом ниже 150 см?
А. Карлики.
Б. Маленькие люди.
В. Люди низкого роста.
42. Что из нижеперечисленного может относиться к признакам деменции и являться поводом для визита к специалисту?
А. Трудности при выполнении повседневных задач.
Б. Дезориентация.
В. Трудности с запоминанием слов и цифр.
Г. Потеря памяти.
Д. Колебания настроения и изменения в поведении.
Е. Все вышеперечисленные варианты.
43. Какому специалисту должен отправляться сигнал о возникшей проблеме при использовании кнопки вызова помощи человеку с инвалидностью?
А. Напрямую медицинскому персоналу, если таковой имеется на объекте, или, при отсутствии, в диспетчерскую службу скорой помощи.
Б. Охраннику, который знает, куда обратиться в случае чрезвычайных ситуаций.
В. Любому сотруднику, прошедшему обучение по вопросам оказания необходимой помощи людям с инвалидностью.
44. Как оценить Ваш информационный ресурс (веб-сайт или приложение для смартфона) на доступность для людей с инвалидностью?
А. Использовать автоматизированные сервисы для проверки адаптивности ресурса.
Б. Обратиться за экспертной поддержкой к пользователям с инвалидностью.
В. Установить вспомогательные технологии и научиться ими пользоваться.
Г. Изучить стандарты, рекомендации и международный опыт.
Д. Все из вышеперечисленного.
45. Как правильно поступить, если во время диалога с незрячим собеседником Вам необходимо отойти?
А. Спокойно отойти, не перебивая незрячего человека.
Б. Предупредить сопровождающего, не привлекая внимания человека с инвалидностью.
В. Предупредить незрячего человека о необходимости отлучиться, а вернувшись, сообщить о своем присутствии.
46. Человек, использующий кресло-коляску, попросил Вас помочь поднять его на второй этаж. Ваши действия, если Вы согласились?
А. Взять человека с инвалидностью на руки и перенести на второй этаж.
Б. Взяться за доступные и удобные для захвата части коляски, и поднять человека в кресле-коляске на второй этаж.
В. Найти удобные для захвата и несъемные части коляски, и совместно с помощником поднять человека в кресле-коляске на второй этаж.
Г. Спросить у человека, использующего кресло-коляску, что Вам нужно делать. Уточнить, за какие части кресла-коляски можно взяться, и далее уже следовать инструкции человека с инвалидностью.
47. Человек с белой тростью заходит в магазин с собакой-проводником. Верны ли действия сотрудника магазина, требующего оставить собаку на улице?
А. Да, вход с животными в публичные места запрещен.
Б. Нет, сотрудник не имеет на это право.
В. Необходимо уточнять данный вопрос в каждом конкретном помещении.
48. Паспорт доступности объекта содержит в себе все нижеперечисленное, кроме____ чего?
А. Оценки имеющихся недостатков в обеспечении доступности для людей с инвалидностью.
Б. Сроков и объемов работ, необходимых для приведения объекта к доступности для людей с инвалидностью.
В. Списка оборудования с указанием марки товара.
Г. Управленческих решений, необходимых для приведения объекта и услуг к доступности для людей с инвалидностью.
49. Какой должен быть диаметр нажатия кнопки вызова помощи?
А. Не менее 10 мм.
Б. Не менее 50 мм.
В. В зависимости от здания или внутренней планировки.
50. Допустимо ли человеку без инвалидности оставлять свой автомобиль на парковочном месте, предназначенном для людей с инвалидностью?
А. Нет, в любом случае это административное правонарушение.
Б. Допустимо, если одним из пассажиров является человек с инвалидностью или пенсионер (при предъявлении соответствующего удостоверения).
В. Допустимо, если пассажиром является человек с инвалидностью, а на машину оформлено соответствующее разрешение (и установлен опознавательный знак).
С детьми и со взрослыми по чаще проводить профилактические беседы на тему: ” Взаимоуважение людей вокруг нас”. Сам себя уважающий человек, никогда не будет обижать слабее себя.