Достаточно непростой вопрос, ответ на него так сразу из головы и не возьмешь, пришлось изрядно попотеть прежде чем дать правильный ответ, ведь повозки уже давно ушли из ежедневного обихода. Итак сам вопрос:
У какой повозки два колеса, а не четыре?
- дилижанс
- одноколка
- фаэтон
- пролётка
Одноколка и двуколка
Первоначально одноколка – повозка с одной оглоблей (дышлом), в которую запрягали пару лошадей. Пишут: Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи. Комель дышла присоединён к поворотному передку (или единственной оси) повозки.
Правильный ответ Одноколка
Отсюда, собственно и “куда повернул, туда и вышло” в связи с дышлом: одноосную повозку за дышло, действительно, можно с легкостью развернуть на месте в любую сторону. В свободном состоянии одноосная повозка опрокидывается назад, и дышло встает колом.
Далее, с течением времени, в одноосные повозки стали запрягать одну лошадь, для чего нужна другая упряжь. Называть такую повозку одноколкой стало нелогично; со второй половины 19 в., наряду с уменьшением частотности слова “одноколка” наблюдаются кратковременные попытки переосмысления его как “одноконка” и первые робкие “двуколка”, а, после пика популярности двуколок в конце века, корень окончательно переосмысляется как “колесо”, и, начиная с середины первой декады 20 в. “двуколка” окончательно побеждает.